Для тех кто плохо разбирается в тяжёлой музыке и её направлениях создается эта тема.
Сначала о "Металле":
КЛАССИЧЕСКИЙ ХЭВИ МЕТАЛ (classic heavy metal), сохраняет основные черты музыки "металлических" групп начала 80-х гг. - мелодичную гитарную основу, на которую положен повторяющийся ритм в сочетании с агрессивной манерой исполнения. К числу наиболее ярких представителей этого течения можно отнести AC/DC, JUDAS PREIST, IRON MAIDEN... В середине 80-х гг. оно энергично развивалось в Германии, что даже привело к определению "тевтонский металл"
(группы ACCEPT, SINNER, WARLOCK, и др.).
СОФТ МЕТАЛ (soft metal, от soft - мягкий) - коммерческое течение хэви метала, оно расчитано на массового слушателя, поэтому отличается смягчённым звучанием и включает элементы поп-музыки. Самые значительные группы -
BON JOVI, GUNS-N-ROSES, EUROPE.
Некоторые группы, как правило, игравшие классический хэви- и софт-метал, взяли на вооружение приёмы, разработанные в начале-середине 70-х гг. исполнителями глэм-рока (ALICE COOPER, KISS). Музыканты выходили на сцену в гриме и ярких одеждах, концерты сопровождались разнообразными сценическими эффектами. Это течение назвали ГЛЭМ МЕТАЛ (glam metal), хотя данное определение характеризует скорее не саму музыку, а сценический образ исполнителя. Типичные представители глэм-метала -
группы POISON, RATT, CINDERELLA.
В ТРЭШ-МЕТАЛЕ (trash metal, от trash - бить) музыка построена на многократном изменении ритма на протяжении одной композиции. В ней есть агрессивность, заимствованная у панка, и техничность "новой волны британского хэви метала". В трэш-метале работают такие группы, как
METALLICA, MEGADETH, ANTHRAX, SLAYER.
ПРОГРЕССИВ МЕТАЛ (progressive metal). Самый интеллектуальный металлический жанр, прямой потомок Art-рока. "Прогрессеры" ушли ещё дальше в плане "неслушабельности", что повлекло за собой коммерческую несостоятельность стиля. Ещё бы, не каждый может адекватно воспринимать 20-30-минутные песни со сложным ритмическим рисунком, постоянными сменами темпа, глубококонцептуальными стихами, безумными вокальными пассажами и длиннющими гитарными и клавишными соло! Первой группой, попытавшейся соединить всё это с тяжёлыми риффами, были канадцы Rush, но их музыке больше подходит определение "тяжёлый арт-рок", чем Progressive Metal. Настоящий "прогрессив" появился в начале 80-х усилиями таких групп как Mercyful Fate, Fates Warning и Watchtower. Наибольшего успеха на ниве прогрессив-металла сумели добиться Dream Theater. Как правило, Progressive играют очень профессиональные музыканты, многие из которых окончили консерватории. Следует отметить помесь прогрессива c дэтом - Death, Sadist, Atheist, Alchemist.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Dream Theater, Magellan, Fates Warning, Mercyful Fate, Watchtower, Royal Hunt, Psychotic Waltz, Symphony X, Depressive Age, Mekong Delta, Elegy, Shadow Gallery, Black Symphony, Queensryche, Savatage
СПИД-МЕТАЛ (speed metal, от speed - скорость) основан на ускоренном ритме. Этот термин весьма условен, поскольку одна и та же группа может создавать и быстрые и медленные по темпу композиции. Чтобы точнее охарактеризовать творчество подобных коллективов, ввели понятие:
ПАУЭР-МЕТАЛ (power metal, от power - сила, мощь) и ПАУЭР-СПИД-МЕТАЛ (power speed metal). Большинство музыкантов использует высокий вокал, а также две гитары. Наиболее известны группы
HELLOWEEN, BLIND GUARDIAN, GAMMA RAY, STRATOVARIUS
ДУМ-МЕТАЛ (doom metal, от doom - судьба) - определение, придуманное для групп, музыка которых была вдохновлена творчеством ранних BLACK SABBATH. Их композициям свойственно крайне тяжелое звучание и медленный темп. Самое медленное и мрачное направление металлической музыки. Doom появился в середине 80-х годов усилиями таких команд как Candlemass, Saint Vitus, Trouble и Count Raven, взявших за основу музыку ранних Black Sabbath и развивших все тёмные загробные фишки, присутствующие на первых альбомах этой группы. В начале 90-х годов дэт-металлисты в лице Paradise Lost и Tiamat, обслушавшись Candlemass и Sisters Of Mercy, предложили на суд публики свой вариант "дума". Это был так называемый готик-дум-дэт, т.е. смесь Doom и Death-металла с элементами готики, медленная и тоскливая музыка с хриплым низким вокалом, женскими подпевками и скрипичными вставками. Тексты в "думе" в основном на религиозные и суицидальные темы. В середине 90-х появились различные думовые мутанты (Dark Metal и Stoner Rock), но нам, если честно такая классификация не совсем понятна, поэтому можете забыть об этом.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Candlemass, Crematory, Tiamat, Paradise Lost, Sentenced, Darkseed, Saint Vitus, My Dying Bride, Anathema, Beseech, Count Raven, Trouble, Memento Mori, Cathedral
ДЭТ-МЕТАЛ (death metal, от death - смерть) - агрессивная и упрощенная форма трэш-метала, обычно с низким и рычащим вокалом. Расцвет дэт-метала пришелся на конец 80-х - начало 90-х гг. Тогда сформировались три основные школы данного течения - флоридская (группы DEATH, MORBID ANGEL), шведская (группы ENTOMBED, DISMEMBER) и остальная европейская (группы MORGOTH, PROTECTOR, ATROCITY).
Позже дэт-метал начал сочетаться с дум-металом, что привело к появлению течения ДЭТ-ДУМ (death doom), к которому обратился ряд исполнителей
(группы PARADISE LOST, TIAMAT, MY DYING BRIDE)
В сочетании с панком и хардкором дэт-метал образовал экстремальное музыкальное течение ГРАЙНДКОР (grindcore). Его особенности: скоростной ритм, невнятное глухое бормотание вместо вокала и заимствованная у панка остросоциальная лирика
(группы NAPALM DEATH, ANAL CUNT)
ГОТИК-МЕТАЛ (gothic metal, от gothic - готический) в музыкальном плане восходит к дэт-думу. Главные черты: замедленный темп, депрессивные по настроению мелодии и спокойный, размеренный вокал. Нередко музыканты применяют женский вокал, синтезаторы, а также элементы симфонической музыки
(группы LACRIMOSA, TYPE O NEGATIVE, THE GATHERING).
БЛЭК-МЕТАЛ (black metal) - ещё одно экстремальное течение хэви метала, представляющее собой синтез дэт и спид-метала. Его основателем считается британская группа VENOM, альбом которой "Black Metal" и дал название всему течению. Блэк-метал отличается упрощенной, и даже примитивной гитарной техникой, быстрым ритмом, шипящим или рычащим вокалом; тексты, как правило, сатанинская или языческая лирика. Расцвет блэк-метала пришёлся на начало 90-х гг., в основном на Скандинавские страны. Первоначально музыка блэк-метала была частью движения против официальной христианской религии. В последние годы, однако, она развилась в самостоятельное течение, сочетаясь с готик- и дум-металом
(группы BURZUM, DIMMU BORGIR, IMMORTAL, EMPEROR)
Фолк-металл (Folk Metal) - элементы фольклорной музыки металлисты использовали ещё в 70-х годах. Народные ирландские мелодии встречались в песнях Led Zeppelin и Thin Lizzy. Последние вообще записали кавер-версию старинной фолк-композиции 'Whiskey In The Jar", которую совсем недавно перезаписала (уже как кавер Thin Lizzy) самая попсовая металлическая банда Вселенной Popsallica. Но это были только небольшие вкрапления народной музыки, настоящий фолк-металл сформировался лишь в 1990 году с появлением трэшевой банды Skyclad. Эта группа использовала в своих довольно тяжёлых песнях народные мелодии, стихи и инструменты, поставив на уши всю Европу. Вслед за ними появилось много различных вариаций Folk Metal, например Viking Metal, Folk-Black, Folk-Doom, Folk-Gothic и даже Folk-Death и Folk-Industrial! Сейчас фолк находится на вершине своей популярности.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Skyclad, Otyg, Finntroll, Vintersorg, Cruachan, Suidakra, Storm, Subway To Sally, In Extremo, Gods Tower
Теперь о остальных:
Альтернатива (Alternative) - в это определение входит великое множество различных музыкальных направлений, таких как Punk, Industrial, Crossover, Hardcore, Grunge... Изначально альтернатива задумывалась как альтернатива (простите за тавтологию) всем существующим стилям, но за время своего существования она успела превратиться в конкретное направление (вернее, направления) со своими ограничениями и клише. На сегодняшний день это, наверное, самый популярный музыкальный стиль после попсы. Подробнее о направлениях альтернативной музыки мы расскажем в какой-нибудь другой статье, эта и без того огромная получилась.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Faith No More, Soundgarden, Sex Pistols, Iggy Pop, Red Hot Chili Peppers, Rammstein, Alice In Chains, Black Flag, Soulfly
АОР (AOR) - упрощенный и облегчённый вариант хард-н-хэви, сочетающий в себе легко запоминающиеся мелодии, длительность, не превышающую радио-формат, хорошо поставленный вокал и виртуозное владение музыкальными инструментами. Название расшифровывается как Adult Oriented Rock (рок, ориентированный на взрослых). Корни этого направления затеряны во мгле веков, но известно, что таятся они где-то в области арт и джаз-рока, т.е. на прямо противоположном музыкальном полюсе. Не смотря на то, что АОР является самым легковесным и доступным для широких слоёв населения направлением тяжёлой музыки, стиль этот уже давно потерял свою популярность.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Journey, Vixen, Baton Rouge, Europe ("Final Countdown"), White Lion, FireHouse, Warrant, Bon Jovi (ранний период творчества)
Арт-рок (Art Rock) - очень сложная и техничная музыка, содержащая в себе элементы джаза, классики, фолка и психоделии, замешанные на роковой основе. Арт-рок появился ещё в 60-е годы и продолжает радовать нас и по сей день, практически не изменившись. Для артовых групп характерны большие исполнительские составы и использование экзотических для рок-музыки инструментов. На концертах арт-рокеры очень любят импровизировать, растягивая песни до невероятных размеров. Породнившись с металлом "арт" мутировал в Progressive Metal, о котором речь пойдёт ниже. Хотелось бы отметить сургутский Art Rock, а конкретно группу "Музей восковых фигур", исполняющую несколько упрощенный и припопсованный вариант "арта".
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Pink Floyd, Jethro Tull, Marillion, Halloween (не путать с немецким Helloween), Pavlov's Dog, Yes, ELP, ELO, Eloy (какие разнообразные названия!), Ayreon, Nightingale
Глэм-рок (Glam Rock) - это скорее визуальное, чем музыкальное направление, т.к. глэмовые группы зачастую играют совершенно разную музыку (от простеньких рок-н-ролльчиков Slade до авангардных изысков Дэвида Боуи, от кровожадных "боевиков" WASP до весёлых песенок про девчонок Poison). Но всех их объединяет одно, а именно: внешний вид (чудаковатые цветастые наряды, косметика, крашеные в разные цвета волосы, всяческие украшения и фенечки и всё в этом духе). Глэм появился в конце 60-х - начале 70-х годов и сразу разделился на три основных направления, весёлых хулиганистых рок-н-ролльщиков, которых обычно и подразумевают под этим термином (Slade, Sweet), более мрачных и злобных шок-рокеров, прославившихся своими грандиозными шоу (Alice Cooper, Kiss), и всех остальных (David Bowie, T. Rex). Второй пик "глэма" пришёлся на 80-е годы, когда США были буквально завалены различной глэмовой продукцией, как весёлой (Poison, Cinderella), так и "шоковой" (W.A.S.P., Twisted Sister, Lizzy Borden). Сегодня Glam совсем не популярен, но продолжает жить усилиями самых преданных фэнов.
Рекомендуемые к прослушиванию (вернее, к просмотру) группы: Slade, Sweet, T. Rex, David Bowie, Poison, Motley Crue, Cinderella, Pretty Boy Floyd, Hanoi Rocks, Guns n' Roses, Aerosmith, Funhouse, Ratt; Shock Rock: Alice Cooper, W.A.S.P., Kiss, Lizzy Borden, Twisted Sister, Motley Crue (времён первых двух альбомов), Black Rose
Грайндкор (Grindcore) - тяжелейшее музыкальное (?!) направление из всех, когда-либо созданных человечеством. Первый грайндовый альбом выпустили извращенцы из Napalm Death (Англия), смешав в своей музыке энергетику наиболее брутальных представителей хардкора (Cryptic Slaughter, например) с тяжестью и агрессией Death-металла и доведя всю эту смесь до максимума. Получилась у них куча ультратяжёлых, ультразлобных и ультракоротких (от нескольких секунд до 2-3 минут!) композиций. Такое чудо просто не могло пройти незамеченным в рядах мизантропично настроенных граждан, и вслед за "напалмами" из британских подвалов повылазило огромное количество новых команд, играющих грайнд, в числе которых были и Carcass, прославившиеся, как самая кровожадная группа на планете Земля. Джазовый музыкант Джон Зорн даже умудрился сыграть Grindcore на саксофоне. Какое-то время грайндкор был очень популярен (настолько, насколько может быть популярно ТАКОЕ), но в силу своей ограниченности он не смог удержать своих позиций и уступил место новым, более перспективным жанрам. Даже таким легендам как Napalm Death и Carcass надоела однообразная долбёжка, что послужило причиной смены курса на более мелодичную музыку.
(не) Рекомендуемые к прослушиванию группы: Napalm Death и Carcass (ранние альбомы), Extreme Noise Terror, Brutal Truth, Anal Cunt, Lock Up, Heresy
Хард-рок (Hard Rock) - понятие весьма неоднозначное. В нашей стране "хардом" называют всё, что было до NWOBHM, т.е. Kiss, Uriah Heep, Deep Purple и т.п., но за границей Hard Rock является практически синонимом Heavy Metal. Чтобы в этом убедиться достаточно раскрыть любой иностранный металлизированный журнал. Вот такие тараканы! Чтобы не запутаться во всём этом я предпочитаю использовать термин Хард-н-хэви (Hard'n'Heavy). Хэви-металл (Heavy Metal) - этот музыкальный стиль зародился в конце 60-х годов в Англии с появлением таких групп как Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. Их первые альбомы произвели эффект разорвавшейся бомбы в околомузыкальных кругах. Тяжёлые гитарные риффы, сильный агрессивный вокал, мощная ритм-секция, сложные длинные композиции с многочисленными гитарными соло, - этот коктейль не мог оставить равнодушным никого. По обе стороны Атлантики металлические команды начали появляться, как грибы после дождя (Nazareth, Alice Cooper, Judas Priest, Kiss…), но к середине 70-х интерес к тяжёлому року сильно упал, это было время рассвета панка. Но металлисты не бросили своё дело, более того, в Великобритании продолжали появляться молодые команды, с помощью которых в конце 70-х популярность heavy снова возросла (NWOBHM). В отличие от некоторых других направлений металлической музыки главное в хэви-металле - это мелодия. Темы хэви-металлических песен не имеют строгой направленности и могут варьироваться от любовных историй до загробной мистики. В 80-х годах Heavy Metal трансформировался в другие направления: Speed, Thrash, Doom, Death... В наши дни чистый "хэви" уже почти никто не играет, но он по-прежнему живёт в наших сердцах и греет наши (д)уши!
Рекомендуемые к прослушиванию группы (Hard'n'Heavy): Black Sabbath, Iron Maiden, Deep Purple, Saxon, Led Zeppelin, Accept, Venom, Warlock, Ozzy Osbourne, Judas Priest, Motorhead, Manowar, Axel Rudi Pell, UFO, AC/DC, Dio, Ария, Чёрный Обелиск, Sinner, Pink Cream 69
И отдельно по остальным малоизвестным:
Кантри-рок: Мелодические баллады американской кантри-музыки в симбиозе с приемами рок-аранжировки (электронное клавиш-ные, гитарные импровизации) и с менее «невинными» текстами. Основоположником направления считается певец и гитарист Грэм Парсонс, ведущими представителями — певицы Линда Ронстадт и Эмми-Лу Харрис, певец Крис Кристофферсон, ансамбли «Поко», «Летающие братья Буррито». Расцвет кантри-рока — начало 70-х годов. Это направление оказало большое влияние на так называемый «А. О. Р.» — «Рок для взрослых» — в частности, ансамбли «Иглз», «Кросби, Стиллс, Нэш и Янг», В 80-е годы возник странный гибрид кантри и панк-рока («Мит Паппетс», Джо Элай).
Краут-рок и «Новая немецкая волна»
С конца 60-х годов в ФРГ существует весьма своеобразная рок-сцена, малоприметная в контексте шоу-бизнеса (в коммерческом отношении наиболее удачливая западногерманская группа — металлические «Скорпионс»), однако существенно повлиявшая на развитие авангардных форм рока. Творческую самобытность немецкого рока предопределили мощные культурные традиции, в частности, школа новой академической музыки (Штокхаузен, Кагель). «Краут-рок» (группы «Амон Дюл», «Гуру Гуру», «Тенджерин Дрим» и др.) — региональное ответвление прогрессивного рока, точнее, его электронно-психоделической разновидности. В области «космического» рока немцы были мировыми лидерами; Клаус Шульце и «Тенджерин Дрим» имеют успех до сих пор — правда, уже на ниве «нью эйдж». Бесспорно, самой влиятельной группой в ФРГ остаются «Крафтверк», создавшие еще в начале 70-х оригинальную концепцию дегуманизированной «роботоподобной» музыки, исполненной целиком на компьютерных инструментах. Ритмичная, кристально чистая по звучанию музыка «Крафтверк» стала прообразом не только всего стиля «электро-поп», но и вдохновила местную «новую немецкую волну», в частности группу «ДАФ». Наиболее интересные представители этого течения, синхронного, как явствует из названия, с англо-американской «новой волной»,— театрализованные перформанс-группы «План» и «Разрушающиеся новостройки». Термин «новая немецкая волна» уже несколько лет не употребляется. В целом «альтернативный рок» ФРГ сейчас переживает кризис.
Афро-рок - Одна из «этнических» разновидностей «прогрессивнго рока», популярная, в основном, в Европе, в 1970—1973 гг. Ведущие представители — ансабли «Осибиса», «Ассегай» (музыканты из Ганы, осевшие в Лондоне), манеру которых можно охарактеризовать как вариант «брасс-рока» с элементами фольклора стран Тропической Африки. С начала 80-х годов африканская музыка вновь привлекает к себе пристальное внимание. Огромный успех имели пластинки и выступления Санни Аде и Фела Кути (Нигерия), Юссу Н'Доур (Сенегал), группы «Бхунду Бойз» (Зимбабве) — однако термин «афро-рок» уже не использовался.
Джаз-рок - Предтечами джаз-рока можно считать «белый блюз» (Джон Майалл, «Крим»), впервые внесший в рок-музыку элемент импровизации, так называемый «брасс-рок» (то есть рок с медной секцией — ансамбли «Чикаго», «Кровь, Пот и Слезы»), тяготевший к джазовым приемам аранжировки, а также работы 1969—1971 гг. знаменитого трубача Майлза Дэйвиса и его ансамбля, где впервые «солидные» джазмены стали играть в рок-размере — 8/8 — и широко применять типичные для рока электронные тембры и эффекты. Бывший партнер Дэйвиса, гитарист Джон Маклафлин в 1972 году создал «Оркестр Махавишну» — образец «классического» джаз-рока. Ладовый колтрейновский джаз плюс рок-ритмика и рок-инструментарий. Непременной была также исключительная виртуозность исполнителей, недосягаемая даже для лучших рок-музыкантов. Джаз-рок сразу стал популярен и привлек в свои ряды многих исполнителей — особенно джазменов, увидевших в нем возможный выход из творческого и коммерческого тупика, в котором оказался их жанр. Джаз-рок стал объектом разнообразных влияний — от диско и фанка (Дональд Берд, Боб Джеймс) до восточной, современной камерной и классической музыки («Орегон», Жан-Люк Понти, Терье Рипдаль, «Арсенал»), и название течения вскоре изменилось на «фьюжн» («сплав») или «кроссовер» («пересечение»). Ярчайший представитель «фьюжн»— группа «Прогноз погоды». К концу 70-х годов фьюжн вышел из моды: одни музыканты (Чик Кориа) вернулись к «акустическому» джазу, другие (Херби Хэнкок) стали исполнять откровенно «танцевальный» электронный фанк.